МБОУ «Салбинская  СОШ»
Информация по экологическому просвещению

 В школе разработана и реализуется Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия и решает следующие задачи:

  • сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
  • обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

Экологическая здоровьесберегающая деятельность учреждения представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков и способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни, и реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

В урочной деятельности с помощью предметов УМК,  в которых предусмотрены соответствующие разделы и темы:

в курсе «Окружающий мир» (1-4кл.) — это разделы: «Человек и природа», «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности») и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Опасные факторы природы», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», «Почему мы часто слышим слово «экология?», «Что такое экология?» и др.;

в курсе «География» (5-11кл.) – географическое образование направлено на формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности через темы: Главные закономерности природы Земли. Взаимодействие природы и общества. Природно-территориальные комплексы России и др.;

в курсе «Биология» биологическое образование направлено формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой через темы: Царство Бактерии. Человек и его здоровье. Общие свойства организма человека. Здоровье человека и его охрана. Общие биологические закономерности и др.;

в курсе «Химия» содержание предмета направлено на познание законов природы, формирование научной картины мира, создание основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитание экологической культуры через темы: Первоначальные химические понятия Первоначальные сведения об органических веществах и др.;

в курсе «ОБЖ» целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире через темы: Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций, воздействие природных и техногенных факторов на здоровье человека, Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Внеурочная деятельность, организованная классными руководителями и учителями-предметниками, реализуется через:

— программу из части  учебного плана: «Экология»;
— программу курсов внеурочной деятельности: «Юный эколог»;
— работу  эко-отряда «Зелёный дозор»;
— классные часы, акции, предметные недели,  на экологические темы:

 «Правила безопасного поведения в природе», «Причина загрязнения воздуха»,  «Лес – наше богатство», «Земля – наш общий дом», «Берегите, Землю!»

— проектную деятельность – «Природа родного края», «Мир природы», «Кормушка для птиц», «Взгляд в красоту», «Природа в опасности», «Мы за здоровый образ жизни»,  «Витамины на нашем столе», «Покормите птиц зимой» и др.;
— внеклассные общешкольные мероприятия – «День Земли», «День здоровья».

Положительным примером в вопросах сохранения  и укрепления здоровья для своих детей являются их родители. В школе ведётся планомерная работа по просвещению родителей:

— лекции, семинары, консультации, по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.
— родительские собрания: «Здоровье наших детей – в наших руках», «Поощрение и наказание в семье», «Как уберечь наших детей от вредных привычек».
— круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья детей; «Школа выживания или как уберечь наших детей от беды» (тренинг);
— родительские собрания на темы здоровья и безопасного поведения в быту и др.

Участие родителей в жизни школы мотивирует и их детей к учёбе и творчеству. Ребёнок, видя положительное отношение родителей, и сам проникается ответственностью за свои поступки, становится ближе к родителям и школе. Традициями стали дружеские встречи по различным видам спорта между учащимися, родителями («День здоровья», «Весёлые старты»)

Основные результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров учреждения); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения  детей.  Например, для обучающихся 1кл. методики: «Я и природа», «Забота о природе»; для обучающихся 2 класса методики: «Окружающий мир», «Я и окружающая среда», «Красота природы» «Береги красоту природы»; для обучающихся 3 класса методики: «Правила поведения на природе», «Защищаю ли я природу», «Природа – источник красоты»; для обучающихся 4 класса методики: «Человек и природа», «Мои питомцы», «Защита природы», «Домашний питомец»; для 5-9 классов методики: «Мир живой природы», «О важном», «многогранность красоты», «Школьные знания и окружающий мир», «Здоровье планеты», «Здоровье человека», «Природа и человек», «Забота о здоровье» и др. под редакцией А.А. Логиновой, А.Я. Данилюк и др.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
— навыки экологической культуры.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей обучающегося.

Исполнитель зам. директора по УВР Гровер Т.П.